+7 (812) 64-64-950; 8 (800) 600-02-84

Инвентаризация по полочкам. Часть 1.

Начинающие предприниматели считают, что инвентаризация- это лишь приведение в соответствие учётных и фактических остатков магазина. Да, от части определение верно, однако это не просто процесс пересчёта товара и корректировки учетных данных. При грамотном подходе- это очень эффективный инструмент владельца, директора, менеджера магазина, позволяющий принимать оперативные решения для увеличения прибыли его организации, повышения ответственности и качества работы сотрудников, снижения трудозатрат на постоянное разгребание бардака. 
Как и любым эффективным инструментом Инвентаризацией нужно «уметь пользоваться» нужно понимать, как эффективно ее применить, чтобы извлечь максимум плюсов от ее использования и не сводить ее к «пересчёту» без выводов и решений на будущее.
В этой статье я расскажу об основных этапах инвентаризации, когда мы делаем ее эффективным инструментов грамотного управленца. На что нужно обратить внимание при подготовке к инвентаризации? 
Основными целями инвентаризации являются:
1. Определение соответствия учетных остатков – фактическому в количественном и суммовом выражении;
2. Выявление неправильно отмаркированных товаров;
3. Выявление товара, который утратил товарный вид или качество;
4. Проверка соблюдения правил и условий хранения товарных запасов;
Существует 3 вида инвентаризаций: 
1. Плановая сплошная инвентаризация;
2. Мини-ревизии. По товарным группам;
3. Списочные. По конкретному списку товаров;
Независимо от вида проводимой инвентаризации, для того чтобы она прошла эффективно нужно соблюдать ряд правил как операционных, так и документальных.
Любую инвентаризацию можно разделить на этапы:
1). Подготовительный. 
2). Натуральная и документальная проверка
3). Сравнительно-аналитический
4). Документальное оформление результатов
Подготовительным этапом предприниматели часто пренебрегают, а зря. Ведь именно он является залогом качества и эффективности этого важнейшего бизнес-процесса.
Подготовительный этап включает в себя:
- оформление приказа о проведении инвентаризации;
- проверка договоров о материальной ответственности с подпись всех материально ответственных лиц, работающих на дату проведения инвентаризации;
- определение срока и вида проведения инвентаризации;
- сокращение заказа товаров;
- фактическое осуществление подготовленных возвратов или обменов товаров поставщикам;
- оформление списания товара, не подлежащего возврату или обмену;
- составление плана торгового зала с разделением на отдельные зоны, за которыми назначаются назначенные руководителем лица;
- составление графика работы персонала на период проведения инвентаризации.
Натуральная и документальная проверка заключается в фактическом пересчёте ТМЦ, для чего производится:
- закрытие смен на кассах;
- закрытие товарных отчетов и сдача их на проверку в бухгалтерию;
- проверка товарных отчетов сотрудниками бухгалтерии;
- оформление расписки от материально ответственных лиц;
- визирование всех приходных и расходных документов, приложенных к отчетам;
- расстановка персонала согласно разработанного плата;
- сбор информации о фактических остатках товара на терминалы сбора данных;
- приёмка собранной информации в базу данных с получением распечатанных ведомостей;
- оформление инвентаризационных ведомостей в установленном порядке.

Сравнительно-аналитический этап включает в себя:
- сопоставление данных инвентаризационных описей с данными учетных остатков;
- проверку результатов сличительных ведомостей назначенными лицами;
- исправление выявленных ошибок, визирование исправлений проверяющими.

Оформление результатов инвентаризации.
Это этап приведения данных бухгалтерского учета в соответствие проведенной инвентаризации.
- инвентаризационную ведомость подписывают: главный бухгалтер, руководитель организации, и председатель инвентаризационной комиссии, бригадир и члены бригады.

Оформленная инвентаризационная ведомость является основанием для внесения записей в регистрах бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражают на счетах бухгалтерского учета в том месяце, в котором была проведена инвентаризация.

О том, как правильно документально оформить документы по инвентаризации - читайте в нашей следующей статье. 
 
Стахов Никита, инженер "Велес Сервис"
 


Назад к списку